1971. Июнь. 50–летие Гидрометеорологической службы СССР

Тогда обеспокоенные почтовые ведомства приняли меры, чтобы затруднить подделку марок. Одной из таких мер стал выпуск марок на бумаге с водяным знаком, видимым на просвет или при смачивании бензином. Советские марки первых лет тоже не раз подделывались за рубежом — жулики учли огромный интерес филателистов к маркам Страны Советов. Поэтому и у нас стали применять бумагу с водяным знаком, один из которых получил название «ковер»— из-за сходства с распространенным узором тканых изделий.

Жулики со временем поумнели — ведь подделывать стоило только редкие марки, за которыми коллекционеры охотятся. А подделка легко установима, и потому легко прогореть: фальшивую марку серьезный коллекционер легко распознает и, естественно, не купит. Сказав, что жулики поумнели, мы имели в виду не то, что они раскаялись или бросились искать иное поле для бизнеса. Нет. В последние годы на Западе подделка марок превратилась в настоящую отрасль подпольного бизнеса — существуют целые фирмы (анонимные, разумеется) которые процветают на этом малопочтенном поприще.

 

В этом им помогает перемена адресата: если прежде их жертвой становились охотники за редкостями, которых обмануть было не так легко, то сейчас мошенники целят по карману начинающих или не очень сведущих филателистов. В мире идет бурный процесс возникновения новых государств, освобождающихся из-под колониального и полуколониального гнета, на карте появляются названия стран, вчера еще не существовавших.

И на филателистическом рынке вмиг появляются красочные серии с экзотическими животными и цветами, космическими кораблями и другими популярными среди филателистов сюжетами. Конечно, марки раскупаются в одно мгновение. Доход же от их продажи попадает не в казну государства, название которого стоит на марке, а в карман тем самым жуликам, выпустившим марки от имени новорожденной страны.

Но организаторы этого разбойного промысла идут еще дальше, выбрасывая на рынок марки несуществующих стран. Нагаленд, Зеландия, пресловутая Республика Малуку Селатан —«марки» этих «стран» производят анонимные фирмы, спекулируя на интересе филателистов к теме «фауна» и, что греха таить, на неосведомленности многих.

А ведь изобличить обманщика можно — для этого нужно только углубленное знание дела, которым ты увлечен. Любого дела — и филателии в том числе. И тогда бизнесменам — подледникам останется самим коллекционировать собственные подделки.

Толковый словарь понятие «оригинальный» поясняет так: подлинный, самобытный, странный. Все эти эпитеты можно отнести, конечно, и к почтовой марке: она является таковой, если она настоящая, а не поддельная.

Марки как произведения минигравюры уже тем самым самобытны. Что же касается странностей, связанных с почтовыми марками,— то их не перечесть, о некоторых мы уже рассказывали. Но в филателии термин «оригинальная марка» имеет еще один, специфический смысл. Обычная марка продается в любом киоске — покупай и клей. Точно такие марки вы можете увидеть напечатанными на любой открытке или конверте.

Но вот около пятнадцати лет назад у нас в стране стали выпускаться открытки и конверты, марки которых существуют только на них,— отдельно эти марки не печатаются. Такую открытку с оригинальной маркой, на которой помещен портрет нашего земляка выдающегося архитектора А. Щусева, вы можете видеть на странице 148.

Всего же в нашей стране к настоящему времени выпущено уже около ста открыток и большое число конвертов с оригинальными марками и тем самым заложено новое ответвление филателии, расширяющее ее возможности как средства пропаганды образа нашей жизни, достижений экономики, культуры, науки.

Sorry, the comment form is closed at this time.