Тетбеш и надпечатка. Зубцовки и беззубцовки.

Серия и купон. Ковер и новодел.

Стандарт и многое другое.

То, что коллекционирование марок не просто развлечение, а очень действенный способ приобретения новых знаний из самых различных областей, ясно каждому. Коротко говоря: марки собирать полезно. И вот здесь встает вопрос: как? Как собирать марки? Ответ, на первый взгляд, ясен до смешного: отклеивай от конверта и клей в альбом, что тут спрашивать. Примерно так, но…

Допустим, вы решили заняться филателией или просто из любопытства заглянули в клуб филателистов. И вот здесь вы наверняка можете услышать подобный диалог:

—        Тетбеш я достал. Ну, тот из заповедников семьдесят третьего.

—        А я надпечатку олимпийскую ищу номерной блок. Надпечатка есть, но с бракованной гуммировкой…

 

Вне всякого сомнения, непосвященный человек не поймет подслушанного разговора. В этом нет ничего удивительного: человек далекий от агрономии или, скажем, энтомологии тоже ничего не поймет из разговора этих специалистов. Как любое собирательство, коллекционирование марок — это система, близкая по приемам к научной, и обладает она своим языком — четко разработанной терминологией.

Вот об этом-то — о терминологии филателии — мы и поговорим, прежде чем перейдем ко второму разделу книги.

Для начала расшифруем два термина из приведенного диалога. В 1973 году была выпущена серия марок, посвященная заповедникам нашей страны. Одну из них вы видите на странице 70. Марочные клише при печати расположены не как обычно, а перевернуты по отношению друг к другу. Этот прием и называется — тетбеш.

Смысл слова «надпечатка» ясен. Но в филателии этот термин означает не просто факт, а совершенно новый филателистический экспонат, то есть самостоятельную марку. Надпечатки у нас делаются на выпущенных ранее марках в честь различных событий, существо которых соответствует сюжету марки,— в ознаменование новых космических побед, достижений науки, спорта и т. д. Например, на обычной марке, на которой изображен конькобежец, может быть спустя годы сделана надпечатка в честь победы на Олимпиаде. Прежде надпечатки использовались главным образом для изменения номинала марки.

Таким образом, терминология филателии не жаргон, За каждым из терминов стоит знание — знание истории, техники печати и многого другого.

Почтовые марки имеют множество специальных признаков, отличающих их (цвет, способ печати, положение в листе и т. д.). Но главный признак, характерный для марок,— это наличие или отсутствие у них зубцов: в филателистическом просторечии они так и именуются — зубцовки и беззубцонки.

Появление этих двух разновидностей не прихоть. С изобретением почтовой марки в 1840 г возникло множество неожиданных проблем, среди которых для ее нанесения были еще несовершенны. Был найден временный выход — марки отрезали ножницами. К слову сказать, первая русская марка, выпущенная в 1858 году, была беззубцовой.

 

Сегодня большинство марок выпускаются перфорированными. Существует несколько вариантом зубцовки — линейная, рамочная, гребенчатая и им сочетания. Тип зубцовки очень важен для определения многих марок.

Это вызвано тем, что в одной марке трудно, а подчас и невозможно отразить главные аспекты события — марка ведь мала, и чересчур подробный сюжет только загромождает живописное поле, затрудняя восприятие. Для наглядности приведем пример: можно ли, скажем, известный многосерийный телефильм «Семнадцать мгновений весны» втиснуть в рамки одночасового фильма?

Таковы же причины подготовки филателистических серий. Например, известная серия из трех марок, выпущенных к шестидесятилетию Советских Вооруженных Сил. Конечно, и в трех марках невозможно отразить богатейшую историю нашей армии, но задача в данном случае стояла так: выделить главные этапы истории, ее стержневое идейное содержание. Так появилась эта «трехстраничная книжица», рисунки и надписи которой емки и точны: «Рожденная в боях за Советскую власть», «Защищая великие завоевания Октября», «Страж мирного труда советского народа».

Кроме того, нужно иметь в виду, что любая отдельная марка и серия не стоят особняком: они или начинают тему, или продолжают ее, как в данном случае. Истории нашей армии посвящены сотни марок, рассказывающих о полководцах и героях, жестоких боях и освободительных походах.

Sorry, the comment form is closed at this time.